
Наверное, такое хотелось многим операционным и розничным компаниям, чтобы появились магазины будущего без очередей и кассиров, а вместо штрих-кода на продуктах появятся наночипы с полной информацией о товаре – цена, производитель, срок годности. Продукты с такими магнитными нанометками можно было бы прямо в тележке провезти через считывающую рамку и сразу узнать полную стоимость покупки. Да и на нашем сайте ране была размещена только концептуальная информация.
Скептики твердили, что такое не возможно и что в России такие технологии будут не скоро. Тем не менее, Х5 все же двигалось вперед и реализовало свои намерения открыть «магазин будущего». И каким же образом все же удалось это сделать? Да, все дело в RFID технологии — радиочастотной идентификации товаров на расстоянии при помощи антенны и считывающего устройства.
Розничная сеть потребительской электроники Media-Saturn Russia (сети Media Markt и Saturn) также продвигает технологию RFID в России. Ритейлер электроники и бытовой техники работает над пилотным проектом по внедрению технологии RFID в магазинах компании. Применение RFID в ритейле только начинается, но уже сейчас ведущие розничные компании признают ее преимущества – к примеру, американская компания Wal-Mart, впервые внедрившая эту технологию, прогнозирует ежегодную экономию 8 миллиардов долларов – а это больше, чем совокупный оборот половины компаний из списка Fortune 500, вместе взятых! METRO GROUP с 2004 года использует RFID в логистике и управлении складом в сетях Metro Cash&Carry, real,- и Galeria Kaufhof в Германии, а с 2007 года тестирует технологию на уровне торговых залов.
А на уровне логистики и управления складом это означает автоматическое бесконтактное считывание сотен артикулов в секунду, что позволит ускорить процессы приемки товара и инвентаризации, сократить количество ошибок при ручном вводе информации и всегда иметь точные данные о товарных остатках».
Сейчас продавцы-консультанты тратят, в среднем, 70% времени на прием и выкладку товаров, учет и инвентаризацию, и только 30% на обслуживание клиентов, то с внедрением технологии RFID они смогут уделять покупателям 80% своего времени.
Производители говорят, что за такой технологией будущее, когда упростится процесс отслеживания товара, и можно будет свободно бороться с контрафактом. Хотя будущее уже становится настоящим.
По всей России уже идут внедрения RFID! Теперь Россия станет первой страной, которая начнет использовать технологию RFID в розничных сетях для маркировки продуктов. Технологию также можно использовать и для дистанционного поиска товаров на складах, нанометками маркируют железнодорожные вагоны, чтобы отслеживать крупногабаритные грузы, они есть в карточках метро. Правда, представители сети признают, использование новой технологии влетает в копеечку.
Производитель должен быть заинтересован в том, чтобы его продукция оснащалась радиочастотными метками прямо на производстве. Это, конечно, снизит стоимость и меток, и стоимость их нанесения, и это сделает технологию доступной в широком смысле. В этом плане мы ожидаем, что радиочастотные метки заменят традиционные штрихкоды.
Магазин будущего будет выглядеть так: покупатель набирает товары, снабженные нанометками, и просто опускает корзину в тоннель, оборудованный сканером. Считывающее устройство распознает каждый товар в группе и выводит полную стоимость покупки. Для оплаты покупатель отправляется на электронную кассу, где может оплатить товары, чем пожелает – хоть мобильным телефоном. Наличные и банковские карты также принимаются.
Помимо розничных сетей, существуют и другие области применения данной технологии. От библиотек и архивов до учета вагонов РЖД.