
Идея применять RFIDв системе общественного транспорта появилась в зарубежных транспортных системах относительно недавно. Вот и на российском рынке возникла идея применения современной инновационной технологии для повышения системы учета и управления транспортными потоками, особенно в части спецтранспорта и общественного транспорта.
поручил заинтересованным ведомствам разработать технологию по внедрению в автомобильные номера чипов радиочастотной идентификации, как это было сделано, например, в Азербайджане. В конце 2013 года МВД также предложило оснащать автомобили радиочипами, которые позволят распознать машину и ее владельца на расстоянии, если прочитать номер невозможно. Соответствующее предложение уже направлено в правительство.
Общественный и спецтранспорт Москвы также решили оснастить RFID-метками, чтобы пропускать на светофорах. Пилотный проект готовятся реализовать уже в этом году. Зеленоградские специалисты рассказали и показали, «как это будет», проведя эксперимент на улицах города. Идея родилась в московском Департаменте транспорта и Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Обеспечить приоритетное движение через светофоры автомобилей «скорой помощи», пожарных, полиции, а также общественного транспорта планируется при помощи радиометок.
«Данная система позволит обеспечить реализацию следующих функций: предоставление приоритета спецтранспорту, общественному транспорту, адаптивное управление светофорными объектами, управление парковочной зоной, закрытой дворовой парковкой, индивидуальными парковочными местами», — пояснила сообщила пресс-секретарь ЦОДД Анастасия Писарь.
Светофоры оборудуют считывателями, которые смогут распознавать сигнал от RFID-меток, установленных на спецтранспорте, и максимально быстро — в течение 10-15 секунд — включать зелёный свет. Для начала в ЦОДД собираются запрограммировать несколько светофоров, «чтобы они перестраивали цикл работы для приоритета общественного и спецтранспорта», сообщила пресс-секретарь ведомства Анастасия Писарь.
Техническое задание на разработку системы сейчас прорабатывается, и пока логика управления дорожным движением с её помощью не ясна, как и технические требования к компонентам системы. Возможности её внедрения прокомментировали специалисты зеленоградской компании ISBC, имеющей большой опыт производства смарт-карт и поставок RFID-оборудования.
«Реализация системы такого масштаба будет зависеть, прежде всего, от сроков разработки её программной части, это может занять длительное время, — отмечают в пресс-службе ISBC. — Осуществить поставку оборудования можно практически в течение недели; его установка тоже не должна занять много времени при условии готовности «софта» — нужно выполнить монтаж антенн и считывателей RFID и связать их с информационной системой департамента транспорта. А оснащение машин чипами это просто наклеивание метки на лобовое стекло».
Полевые испытания прообраза RFID-системы копания ISBC провела в Зеленограде: антенну и считыватель поставили на импровизированную мачту, саму RFID-метку приклеили на автомобиль, проезжавший мимо на довольно большой скорости. Далее — данные о его номере считывались и попадали в компьютер. Попадая в зону действия антенны, метки просто сообщают свой номер. Конструкция RFID-метки такова, что её нельзя снять с машины, не разрушив внутренний контур с микроантенной. Антенна считывателя монтируется на определенном расстоянии от светофора, считыватель ставится в закрытый ящик, а сервер, который принимает данные, может находиться где угодно. Один мощный считыватель может обслуживать до 10 антенн без особенной потери мощности, его пиковая скорость считывания — 150 меток в секунду».
Эксперты в сфере дорожного движения пока с недоумением относятся к идее Департамента транспорта организовать «зелёную улицу» для спецтранспорта при помощи светофоров и RFID. Предложенный механизм нуждается в глубокой интеграции его в программу управления дорожным движением верхнего уровня, считает член зеленоградской комиссии по организации и безопасности дорожного движения Константин Антонович. Он ссылается на негативный опыт двух-трёх попыток внедрения подобных систем в разных городах России.
«Самая большая проблема — метки, их легко подделать, да и водители у нас смышленые, — говорит Антонович. — В итоге очень быстро большая часть меток «потеряется», и мы получим одновременно и спецтранспорт, и псевдо-спецтранспорт со всех сторон перекрестка. Кому включать зеленый? Система сойдет с ума. Кроме того, нельзя «ломать» циклы работы светофора просто по факту подъехавшего автобуса, это вызовет пробки по другим направлениям. Вообще, количество автобусов у нас большое, на каждом цикле светофора всегда есть автобусы, поэтому дополнительно повышать их приоритетность, на мой взгляд, не имеет смысла — по пути следования автобусов у нас уже задан приоритет. Например, если использовать такую систему в Зеленограде на перекрестке улицы Гоголя, Панфиловского проспекта и Солнечной аллеи, то ехать всегда будет выезд из Крюково, а эстакада будет стоять. Внедрение меток, скорее всего, будет эффективно там, где плотность движения автобусов невелика и есть большие расстояния — в новой Москве и не в часы пик».
Также перспектива полезности применения RFIDсистем позволит получить дополнительные преимущества в области железнодорожных перевозок. Зарубежные компании также обратили внимание на преимущества данной технологии.
К примеру, компания «РСТ-Инвент» начала выпуск модернизированных RFID-меток. Модернизированные метки PatchTag планируется применять в автомобилях, железнодорожных вагонах, поездах и тоннелях метро, складских ячейках. «РСТ-Инвент», портфельная компания ОАО «Роснано», начала производство нового поколения радиочастотной (RFID) метки, предназначенной для маркировки объектов транспортной и складской логистики, а также для промышленной автоматизации, сообщает компания.
Речь идет о выпуске модернизированной версии RFID-метки PatchTag. Она обладает наиболее высокой дальностью регистрации (до 15 метров) среди аналогичных меток, монтируемых на поверхность идентифицируемых объектов. Теперь антенны и RFID-считыватели можно будет располагать на существенно большем расстоянии, что позволит эффективнее использовать технологию радиочастной идентификации, отмечается в сообщении.
Модернизированные метки PatchTag можно будет применять в автомобилях, железнодорожных вагонах, поездах и тоннелях метро, складских ячейках. Оригинальный вариант метки PatchTag был разработан «РСТ-Инвент» еще в 2007 году. Преимуществом этой метки сразу стали повышенные, по сравнению с аналогичными метками, чувствительность и дальность регистрации. «РСТ-Инвент», акционерами которой являются «Роснано» и группа компаний «Систематика», выполняет проект по созданию производства отечественных корпусированных RFID-меток. Общий бюджет проекта —781 миллион рублей, доля «Роснано» — 187 миллионов рублей.
Подобные метки готовы разработать и выпускать на отечественном Зеленоградском заводе «Микрон», где 25% акций в июне 2014 года также приобрело «Роснано». Однако, как сообщают представители завода, учитывая опыт реализации инвестиционных проектов по построению цехов по производству чипов 180 и 90 нм, прежде чем реализовывать инвестиционные проекты для выпуска подобной серии радиометок, необходимо сначала сформировать рынок потребления, а уже потом защищать проект по инвестированию средств, тем более, если это государственные бюджетные средства.
Состыковать систему навигации в автобусе с системой диспетчерского управления дорожным транспортом и светофорными циклами предлагает Владимир Власов, заведующий кафедрой транспортной телематики МАДИ. «Одних радиометок недостаточно», — отмечает он. А в ЦОДД уже строят планы на перспективу — в будущем RFID-систему планируется расширить на управление парковочными зонами, закрытыми дворовыми парковками и индивидуальными парковочными местами.
RFIDсистема позволит не создавать очередь из автомобилей на въезде на паркинг, при этом отсутствует необходимость водителю тянуться из окна автомобиля, чтобы взять парковочный билет. RFID при применении системы для шлагбаумов, в отличие от дорогих цифровых видеокамер и сложного программное обеспечение по запоминанию номера.
по RFID-метке на номере машины. По словам Анастасии Писарь, пилотный проект, который будет проводиться в этом году, покажет, стоит ли вводить такую систему по всему городу.
Более того, для парковок служебного транспорта, парковок автосалонов, а также для отелей, куда входит сервис услуг по парковке автомобилей постояльцев, может служить идея по поиску и хранению ключей от автомобилей, разработанная компанией ООО «Умный склад».
Zelenograd.ru, телеканал Москва 24, www.nanonewsnet.ru и РИА Новости