Ритейлер Media Markt запустил проект по внедрению технологии радиочастотной идентификации (RFID — Radio Frequency Identification — англ. радиочастотная идентификация) – метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются и записываются данные, хранящиеся в RFID-метках. Данная технология приходит на смену штрих-кодированию и в перспективе может привести к полной замене штрих-кодов RFID-метками.
Пилотный проект в сети Media Markt будет реализован совместно с Metro Group. Тестирование технологии RFID началось в одном московском магазине в конце второго квартала 2012 г.
Технология радиочастотной идентификации будет использоваться, прежде всего, для оптимизации складской логистики. В торговом зале RFID-чип в первую очередь обретут товары в отделе Entertainment, где представлены диски с музыкой, играми и фильмами, с программным обеспечением, консоли для игр, книги (бумажные), виниловые пластинки.
Использование RFID-чипов наиболее оправданно в этих отделах, потому что именно в них представлен самый большой ассортимент товаров, которые не всегда легко найти на полках. RFID-чип намного упрощает идентификацию товара в зале, так как с его помощью можно легко установить местонахождение товара, который был перемещен в любое другое место в магазине или затерялся на полке среди других дисков.
Технология RFID только начинает использоваться в розничных сетях. На Западе ритейлеры широко применяют RFID-технологии в распределительных центрах. Эксперименты по использованию RFID в торговом зале есть у Wal-Mart и Metro.
Является ли RFID новой технологией?
В 1946 году Лев Термен создал электронный музыкальный инструмент, извлечение звука из которого было основано на отслеживании положения руки в электромагнитном поле посредством радиоволн. Конечно, это была еще не радиоидентификация в современном смысле этого слова, но терменвокс можно назвать основоположником современной RFID-технологии.
Чуть более похожим устройством на современные устройства был IFF-передатчик, изобретенный в 1939 в Великобритании, который использовали союзники во времена Второй Мировой Войны для распознавания своих и вражеских самолетов. Подобные передатчики до сих пор используются в военной и гражданской авиации.
Простым и известным примером меток, работающих на радиочастотах, являются охранные метки в магазинах самообслуживания, предохраняющие от кражи. Однако эти метки не содержат уникального номера, и для учета не годятся. Они могут лишь подать сигнал при попытке их выноса. В них не встроен чип, и они являются одноразовыми устройствами, так как приходят в негодность после пережигания контакта.
Технология RFID еще не успела получить широкого распространения в России, но активно внедряется по всему миру. Например, компания Wal-Mart – одна из крупнейших розничных торговых сетей, одной из первых внедрила RFID и обязала к этому своих поставщиков. За счет этого фирма сократила количество ручного труда при приеме и разгрузке товаров, упростила расчет с поставщиками, в целом автоматизировала работу складов.
Компания Toyota с помощью RFID автоматизировала работу покрасочного цеха – теперь робот окрашивает машину в цвет, информация о котором занесена в данные метки.
Компания Tesco — крупнейшая розничная сеть Великобритании, применяет RFID-технологию для контроля наличия товара на полках.
В качестве системы автоматического учета, RFID позволяет:
- Сократить количество ручного труда, требуемого при приемке и отгрузке товара
- Упростить процесс расчетов с поставщиками за поставленные товары
- Автоматизировать процессы размещения новых заказов
- Поддерживать товарные запасы на необходимом уровне
- Лучше контролировать местонахождение товара
- Сократить время проведения инвентаризации
- Быстро находить нужный товар
- Автоматически составлять необходимую документацию
- Сократить время пребывания товара на складе
- Существенно ограничить кражи товаров
- Практически полностью исключить пересортицу товаров
- Позволяет справляться с пиковыми нагрузками без потери качества работы и увеличения количества ошибок.