
Компания Adidas выпустила в продажу футбольную форму со встроенными чипами радиочастотной идентификации. В такой одежде выступали на прошедшем чемпионате мира игроки национальной сборной Германии. Подобные RFID-метки часто встречаются на товарах розничной торговли, однако правозащитники уже успели выразить свою обеспокоенность тем фактом, что данные устройства могут легко позволить отследить местоположение владельца.
Известный производитель спортивной одежды – компания Adidas – встраивала в форму сборной Германии по футболу RFID-метки. Принцип работы данных чипов состоит в том, что они позволяют на расстоянии автоматически идентифицировать объект и получать необходимые данные о нём посредством радиосигналов. Правозащитники считают, что оснащение футбольной формы подобными устройствами может быть использовано для слежки за теми, кто её носит, сообщает английский сайт RT. В представительстве компании сообщили, что подобные меры были предприняты для улучшения процедуры логистики поставок. Однако комментировать технические способности чипа, в частности, будет ли проводиться слежка за действиями покупателей после приобретения товара, в Adidas отказались.
Немецкое общественное движение Digital Courage, выступающее за свободу информации и законодательный запрет на слежку, усомнилось в законности действий Adidas, так как, по существующей на сегодняшний день информации, компания не поставила в известность покупателей о подобном техническом новшестве. «Потребители не только заинтересованы в информации, но это их право – знать. Они должны быть проинформированы, что их одежда помечена подобными чипами», – заявил Тило Вайхерт, комиссар по защите данных в Германии в землях Шлезвиг-Гольштейн. Напомним, что ранее подобная ситуация произошла в парке аттракционов Disneyland.
Руководство парка выпустило специальные браслеты Magic Bands, которые были оснащены чипами радиочастотной информации и могли использоваться как билеты на аттракционы, кредитные карточки и ключи от номеров в отеле. Эти технологичные украшения передавали информацию при помощи специальной технологии низких частот, однако представители компании заявили, что браслеты не будут хранить собранные данные о пользователях и не представляют никакой угрозы для их персональных данных.
«В рамках логистического проекта мы опробовали впервые технология RFID-метки с виртуальным номером. Это читать-только этикетка без каких-либо дополнительных данных. Метка не привязана к Артикул, размер или цвет этой статьи, и мы также не можем связать его с конечным потребителем данных. Это конечно до службы данного изделия вырезать ярлык RFID вдоль пунктирной линии и бросить его в урну, «Адидас» «Немецкой волне», — сказал в заявлении.
Компания тем не менее отказался комментировать, насколько клиенты должны быть проинформированы об RFID меток, которые они носят, когда они покупают товар. «Потребители не только имеют интерес, но право – не в юридическом смысле, но в моральном смысле и с потребительской точки зрения защиты», Тило Weichert, уполномоченный по защите данных на немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн, рассказал ДГ. «Они, очевидно, должны быть проинформированы, когда их одежда упоминаются и проблемы с этими RFID-меток заключается в том, что они очень легко бирка», — сказал он.
Однако компания, по всей видимости, не имеет задач в контроле личности, а идет по пути снижения издержек. Небольшая, недорогая радиометка работает без питания и широко используется в логистических и складских бизнесах, а также в розничной торговле. Производители могут иметь уникальный номер, чтобы все, что они делают, от огнестрельного оружия до футболки, можно было отслеживать по местонахождению товара.